Главная    Гостевая    Форум    Обратная связь    Об авторах    Физический факультет    Журнал методист     
...........................................
 - Структура кафедры
 - Научно-методические     работы сотрудников
 - Персоналии
 - История кафедры
 - Организация учебной     деятельности
 - НИРС
Студенты
Магистранты
Аспиранты
 - ВУЗ
 - Школа
 - Новости
...........................................
 - Педагогическая практика
 - Базовые школы
 - Дипломные работы
 - Тестирование
 - Лекции
 - РедКон
...........................................
 - Материалы для экзамена


Нирс/Студенты


ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение в классах гуманитарного профиля темы "Кинематика криволинейного движения" на основе крупноблочного представления материала
А. В. Солдаткин

   
   Гуманитаризация образования - одна из ведущих современных тенденций развития школы. Она непосредственно связана с гуманизацией, а именно с созданием условий для всестороннего гармоничного развития личности в учебном процессе. Наряду с этим гуманитаризация предполагает уменьшение учебных часов на изучение естественно - научных дисциплин и в тоже время знания учащихся гуманитарных классов должны быть не хуже чем в образовательных классах и классах с углубленным изучением физики. В связи с этим возникает проблема, связанная с изложением обширного материала в короткие сроки.
   Одним из вариантов решения этой проблемы является крупноблочное представление изучаемого материала. В основе данной методики лежит изложение материала крупными блоками с помощью логических конспектов.
   На предложенном варианте представления материала была выбрана тема курса физики "Кинематика криволинейного движения".
   Проанализировав имеющиеся учебники физики за девятый класс, мы сделали вывод о том, что данная тема в них изложена в недостаточно полной мере. В связи с этим был написан текст, включающий в себя не только материал, который имеется в школьных учебниках физики, например "Равномерное движение по окружности", но и не встречающийся ни в одном из них, а именно "Неравномерное движение по окружности" и "Применение вращательного движения в производстве и быту", который каждый ученик усвоит без труда.
   В основной текст входит не один теоретический материал, но и схемы, рисунки, чертежи, которые в сочетании с текстом дают полное представление об изучаемом явлении.
   По ходу изучения темы "Кинематика криволинейного движения " был составлен логический конспект, позволяющий представить материал в более удобной, наглядной и сжатой форме. Данный конспект соответствует логико-структурной схеме изучения физического явления.
   Также вся изучаемая тема изложена в коротком тексте. Этот текст содержит основные понятия, величины и формулы. Короткий текст является необходимым минимумом, который должен знать каждый учащийся и может быть использован как для восстановления в памяти у учеников пройденного материала, так и для воспроизведения логического конспекта темы "Кинематика криволинейного движения".
   Всем известно, что в последнее время ученик в основном пассивен, а материал озвучивается только учителем, также можно услышать, что физика превращается в скучный предмет. Чтобы преодолеть сложившийся стереотип можно использовать диалог. Для того чтобы представить материал изучаемой темы школьного курса физики в виде диалога, основной текст переведен в вопрос - ответную форму, логика которой соответствует логике основного текста.
   В написанном диалоге принимают участие следующие персонажи, такие как:
   Алексей Петрович - человек с хорошими знаниями в области физики, что позволяет ему направлять разговор других участников в нужное русло.
   Виктор - логик, может выделить главное и существенное из представленной на обсуждении информации.
   Дмитрий - уже долгое время увлекается разработкой, конструированием, а также постановкой всевозможных демонстраций.
   Юлия - очень наблюдательна, видит то, что не замечают другие персонажи.
   Павел - специалист в изобразительном искусстве, а также очень хорошо рисует и красиво пишет.
   Юрий - инженер, разбирается в технике, расскажет и объяснит устройство любого прибора или механизма.
   Эти персонажи рассматривают тему "Кинематика криволинейного движения" каждый со своей точки зрения, высказывают свои суждения, приводят различные доводы.
   Использование диалога в классах гуманитарного профиля способствует развитию речи и памяти учащихся. Учитель может использовать его по своему усмотрению, например, как повторение ранее изученного материала, проведение конференции или заседания.
   Для формирования правильных представлений о физическом явлении или процессах, показ новых приборов или установок иллюстрирующих техническое применение физических законов разработан демонстрационный и лабораторный эксперименты.
   Демонстрационный эксперимент в данной работе включает четыре демонстрации: "Демонстрация вращательного движения", "Демонстрация угловой и линейной скорости вращения", "Демонстрация направления вектора линейной скорости вращения" и "Демонстрация периода и частоты вращения".
   Демонстрации позволяют учителю делать более понятными и убедительными свои рассуждения, а также поддержать интерес учащихся к своему предмету.
   Школьный лабораторный курс либо вообще не предусматривает лабораторных работ, либо включает всего одну простенькую работу. В представленной работе лабораторный эксперимент составлен из трех работ: "Измерение периода и частоты вращения при равномерном вращательном движении", "Измерения линейной скорости и центростремительного ускорения тела при равномерном движении по окружности" и "Измерении углового ускорения при равноускоренном движении по окружности". Последняя лабораторная работа существенно отличается от других. В ней измерить угловое ускорение ничего не стоит, гораздо сложнее доказать, что движение, с которым вращается тело равноускоренное, но и в тоже время это сделать намного легче, чем в прямолинейном движении. Если в прямолинейном движении изучении равноускоренного движения мешают различные факторы (ограниченность пространства, длительность опыта и другие), то во вращательном движении таких трудностей не возникает.
   Лабораторный эксперимент используется учителем для закрепления основных понятий, величин, формул, изучаемой темы, а также развитие логики и мышления учащихся.
   Во время изучения темы, для воспитания у учеников, упорства, самостоятельности в суждениях предложен ряд задач для самостоятельного решения. Но для того, чтобы учащиеся смогли решить предложенные задания, необходимы иллюстративные задачи, которые будет решать учитель у доски. Ко всем задачам по теме "Кинематика криволинейного движения " придуманы тексты с интересным необычным сюжетом. Например,
   Дедушка Паша ни о чем, не думая, ехал на своем стареньком "Запорожце", как вдруг заметил школьника, переходившего улицу. Пару раз, громко ругнувшись, дедушка нажал на педаль тормоза, при этом колеса "иномарки" уменьшили свою скорость за одну минуту от значения соответствующей частоте 300 об/мин до значения 180 об/мин. Найдите угловое ускорение колес "Запорожца" и число оборотов сделанных ими за это время.
   Также специально для учителя приводятся решения ко всем задачам, которые представлены в работе.
   Таким образом, предполагается, что предложенный материал по теме "Кинематика криволинейного движения" составленный на основе крупноблочного представления повысит как интерес к предмету, так и успеваемость учащихся, а также за существенно меньшее время, чем это предусмотрено программами по физике, вывести учащихся "гуманитариев" на уровень государственных стандартов без перегрузок.


Назад
Скачать
 
Структура кафедры | Научно-методические работы сотрудников | Персоналии | История кафедры
Организация учебной деятельности | НИРС | ВУЗ | Школа

посещений:
Copyright © 2005-2006 МПФ