Программа спецкурса
"Психолого - педагогические и методические основы решения задач по физике"

Автор - старший преподаватель Г.Н. Самохвалова

Объяснительная записка
Опыт показывает, что многие учащиеся и выпускники школ испытывают большие трудности в решении даже стандартных типовых задач. Главная причина, приводящая к этому, состоит в том, что школьники не учатся зачастую методам решения задач, а просто пытаются их решить путем проб и ошибок, стремясь найти подходящую формулу. Отсутствие у школьников умений решать задачи создает у них отрицательное отношение к физике, разрушает интерес, подрывает веру в собственные силы. Цель настоящего спецкурса - способствовать овладению будущими молодыми специалистами обобщенными умениями решения физических задач. В соответствии с указанной целью основными задачами данного спецкурса являются следующие: - ознакомить с понятияем "физическая учебная задача", ее структурой и классификацией физических задач; - ознакомить со структурой и содержанием деятельности по решению задач; - способствовать овладению инструментарием для решения школьных физических задач (методами, способами, алгоритмическими предписаниями и т.д.). Объем аудиторной нагрузки - 55 час.

Содержание спецкурсакра
"Психолого - педагогические и методические основы решения задач по физике"
(в скобках указано время, отводимое на изучение вопроса).

1. Задачи по физике и их классификация (2).
2. Задачи по физике как составной элемент структуры физических знаний (1).
3. Методика решения количественных задач (2).
4. Задания по физике тестового характера (1).
5. Алгоритмический подход при обучении решению задач (2).
6. Использование ПМК при решении задач (2).
7. Методика обучения учащихся решению задач (1 ).
8. Методика проведения занятий по решению задач (1).
II. Методика решения задач по разделам курса физики.
1. Кинематика прямолинейного движения (1,5).
2. Кинематика криволинейного движения (1,5).
3. Динамика поступательного движения (2).
4. Динамика вращательного движения (2).
5. Законы сохранения в механике (2).
III. Решение задач.
1. Кинематика прямолдинейного и криволинейного движения (14).
2. Динамика поступательного и вращательного движения (10).
3. Законы сохранения в механике (10).

Содержание задач, их структура и методы решения, а также степень трудности различны. Это позволяет использовать их для групповой и индивидуальной работы со студентами, организации самостоятельной работы студентов и составления контрольных работ.

Литература.
1. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. - М. Просвещение, 1971 г.
2. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. - М. Просвещение, 1974 г.
3. Гутман В.И., Мощанский В.Н. Алгоритмы решения задач по механике в средней школе. - М. Просвещение, 1988 г.
4. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы. Под ред. Усовой А.В. - М. Просвещение, 1988 г.
5. Богдан В.И., Бондарь В.А. Практикум по методике решения физический задач. - Минск "Вышейшая школа", 1983 г.
6. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике.- М. Просвещение, 1990г.
7. Буховцев Б.Б., Кривченков В.Д. Сборник задач по элементарной физике. - М. Просвещение, 1990 г.
8. Вачугова Л.И., Зорина О.В. Задачи по физике для поступающих в вузы. - Казань, 1971 г.
9. Касаткина И.Л., Ларцева Н.А. Репетитор по физике. "Феникс", 1995 г.
10. Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б. Задачи по физике для поступающих в вузы. "Наука", 1976 г.
11. Баканина Л.П.,Козел С.М. Сборник задач по физике. - М.,1970г.


Назад