Программа спецкурса
"Теория и методика решения изобретательских задач"

Автор - методист лаборатории СиМОФ В.В. Дергунов

Объяснительная записка.

"По видимому, возможность управлениях
процессом мышления безгранична. Их нельзя
исчерпать, потому что Разум, величайший
инструмент познания и преобразования мира,
способен преобразовать и самого себя.
Кто может сказать, что есть предел
очеловечиванию Человека?.. До тех пор пока
будет существовать человек, будет
совершенствоваться управление этой силой.
Мы лишь в самом начале долгого пути."
Г.С. Альтшуллер.
"Творчество как точная наука".


     Этот курс о творчестве: о теории, приемах и способах получения новых идей при решении изобретательских задач; о работе изобретателей: в широком смысле - людей, создающих новое в любой области жизни общества; о переходе от дедовского метода проб и ошибок к новой технологии творчества ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.
     Курс начинается с истории возникновения и развития ТРИЗ, о жизненном пути ее автора Г.С. Альтшуллера. Дается понятие генетического анализа, как о противоречивой истории развития окружающих нас предметов и инструментов, вводится понятие технической системы (ТС), системного анализа (девятиэкранка). Затем рассматривается история развития методов изобретательства, господство МПиО (метода проб и ошибок) - моральные и материальные издержки этого метода, попытки модернизации метода перебора вариантов приводят к появлению методов психологической активности творчества: мозговой штурм (МШ), синектика, метод фокальных объектов, а также второй группы методов - систематизации перебора вариантов: морфологическому анализу и методу контрольных вопросов.
     Дается понятие о жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). Рассматриваются законы развития технических систем (на примерах показывается, что как и весь окружающий нас мир - ТС развиваются по законам - знание законов помогает в решении избретательских задач), дается понятие вепольного анализа. В следующем разделе рассматривается применение принципов и операторов ТРИЗ.
     Одной из важнейших тем курса является тема разрешения противоречий при решении изобретательских задач с использованием приемов устранения ТП (технического противоречия) и ФП (физического противоречия). Центральной частью этого раздела является АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), с практикумом по решению изобретательских задач. Стержнь АРИЗа - это переход от рассматриваемой ситуации и вопроса "как быть?" к конкретизации задачи выходу на ТП описание ОЗ и ОВ выход => на ФП и разрешение его на макромикроуровне.
     Использование метода маленьких человечков (ММЧ) для моделирования физических процессов и явлений, а также при решении различных ИЗ (изобретательских задач). И самая основная цель курса, научиться самим составлять ИЗ.
     В процессе преподавания использовать упражнения на развитие творческого воображения, оператор РВС (размер, время, стоимость).
     Использование фантастических задач и метода оценки НФЛ (научно-фантастической литературы). Шаржи и карикатуры.
     Что может дать курс студенту, как будущему учителю. Самое простое - это получение интересных фактов, примеров и приемов, которые можно использовать в дальнейшей деятельности, но гораздо полезнее разобраться в основных идеях теории творчества, овладеть методом решения, а затем и постановки творческих задач.
     Курс преследует две цели: дать будущему учителю основные понятия и инструменты ТРИЗ и одновременно прививать ему навыки решения ИЗ. В процессе изучения курса нагрузка возрастает: научиться по настоящему можно только на трудных задачах, легкие задачи могут служить лишь разминкой - они не наращивают силу творческого воображения. Каждая задача, каждое самостоятельное задание должно быть тщательно проработано.
     Изобретательские задачи могут иметь несколько ответов, поэтому самое ценное - выработка навыков оценки и выбора наилучшего решения.
     В основу курса положены материалы исследований автора ТРИЗ - изобретателя, инженера, писателя - фантаста Г.С.Альтшуллером, опубликовавшего за многие годы работы над теорией ряд книг.
     Использованы материалы М.И.Мееровича и Л.И.Шрагиной, И.Л.Викентьева и И.К.Кайкова, И.М.Верткина и многих других разработчиков, а также использованы собственные наработки.
     Объем аудиторной нагрузки - 55 час.
Содержание курса.

1. Предмет и задачи курса. История развития ТРИЗ. Знакомство с биографией автора ТРИЗ Г.С.Альтшуллера. Генетический анализ. Понятие технической системы. Системный подход к изучаемым явлениям. Девятиэкранное мышление. (2 час.)
2. На нескольких примерах показать суть МПиО и его отрицательные стороны. История появления эвристики и некоторых правил в творчестве. Решение изобретательских задач - сильные решения. (2 час.)
3. Методы психологической активизации творчества: мозговой штурм (МШ); синектика; метод фокальных объектов (МФО). Методы систематизации перебора вариантов: морфологический анализ; метод контрольных вопросов. (2 час.)
4. Решение изобретательских задач с использованием МШ, синектики, МФО, морфологического анализа и метода контрольных вопросов. (2 час.)
5. Жизненная стратегия творческой личности. (2 час.)
6. Практическое занятие по ЖСТЛ. (2 час.)
7. Законы развития ТС. (2 час.)
8. Практическое задание по решению ИЗ с использованием ЗРТС. (2 час.)
9. Основные принципы ТРИЗ и их применение к решению ИЗ. (2 час.)
10. Основные операторы ТРИЗ и их применение к решению ИЗ. (2 час.)
11. Вепольный анализ. (2 час.)
12. Практикум по решению задач с использованием ВА. (2 час.)
13. Противоречия. Приемы разрешения противоречий. (2 час.)
14. ИКР (идеальный конечный рзультат). АРИЗ (6 час.)
15. Решение ИЗ с использованием АРИЗ. (2 час.)
16. Решение ИЗ с использованием АРИЗ. (6 час.)
17. Метод ММЧ. Решение ИЗ с использованием ММЧ. (4 час.)
18. Основные требования к изобретательским задачам. (4 час.)
19. Практикум по составлению ИЗ. (4 час.)
20. Практикум по составлению ИЗ. (3 час.)


Список литературы:


1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: ЖСТЛ - Мн.:Беларусь, 1994.
2. Альтов Г. И тут появился изобретатель. М.:Детская литература. 2-е изд.,1987.
3. Дерзкие формулы творчества \Составитель А.Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1987.
4. Нить в лабиринте \Составитель А.Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1988.
5. Правила игры без правил \Составитель А.Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1989.
6. Как стать еретиком \Составитель А.Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1991.
7. Шанс на приключение \ Составитель А.Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1992.
8. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. Кишенев: Лумина, 1988.
9. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. М: Просвещение, 1989.
10. Меерович М.И. Формулы теории невероятности. Одесса.: Полис, 1993.
11. Шрагина Л.И. Логика воображения. Одесса.: Изд. Черноморье, 1995.
12. Волков В.И. Изобретательские задачи. Барнаул.: Изд. АГУ,1997.
13. Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей. Новосибирск, 1992.




Назад