№ | Тема и содержание | Форма изучения материала | К-во часов | Межпредметные связи |
1 | Исследователь как субъект творческой деятельности. Объекты методологии в педагогике и психологии (теория, концепция, парадигмы). Соотношение общенаучной и частнонаучной методологии. | лекция | 2 | 1. Курс математической статистики. |
2 | Круг актуальных методологических вопросов в педагогике и психологии. Значение методологических оснований в конкретном исследовании. | лекция | 2 | |
3 | Обработка, интерпретация, оформление научных данных. Элементы технологии математической обработки и представления результатов педагогического исследования. Проблемы педагогических исследований. | лекция | 2 | |
4 | Измерения в педагогике. Понятие измерения. Измерительные шкалы (наименований, порядка, интервалов, отношений). Основные законы распределения вероятностей. Понятие о нормальном распределении. | лекция | 2 | |
5 | Дисперсионный анализ и его использование в психологопедагогических исследованиях. Поэлементный и пооперационный анализ результатов контрольных работ. Расчет коэффициентов полоты выполнения заданий. | лекция | 2 | 2. Курс "Педагогические технологии обучения физике". |
6 | Проверка статистических гипотез. Сравнение результатов двух выборок. Критерий Стъюдента. Упрощенная методика сравнения результатов двух выборок. | лекция | 2 | |
7 | Правила выставления оценок за срезовые работы при работе в различных шкалах. Технология перевода оценок из интервальной шкалы в шкалу порядка. | лекция | 2 | |
8 | Комплексное проведение расчета коэффициентов полноты выполнения контрольных заданий, сравнения полученных результатов между собой, формулировки выводов и оформления отчета о выполненной работе. | лекция | 2 | |
9 | Непараметрические критерии. Использование критерия хи-квадрат. Примеры применения методики хи-квадрат. | лекция | 2 | 3. Курс "Философия и методология науки". |
10 | Метод ранжирования: понятие, области применения, технология применения. Пример использования метода ранжирования для исследования уровня отношения респондентов к изучаемым ими учебным дисциплинам. | лекция | 2 | |
11 | Корреляционный анализ и различные случаи его применения в психолого-педагогических исследованиях. Технология вычисления коэффициента линейной корреляции Пирсона. | лекция | 2 | |
12 | Технология вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Применение корреляционного анализа при работе в дихатомической шкале. Оценка достоверности результатов корреляционного анализа. | лекция | 2 | |
13 | Ранжирование видов деятельности, осуществляемой на занятиях, построение матрицы рангов, матрицы частот, расчет рангов и перевод их в десятибалльную шкалу. | Практическое заниятие | 2 | |
14 | Проведение дисперсионного анализа результатов двух срезовых работ, вычисление средних значений коэффициентов полноты выполнения работ, дисперсий, стандартных отклонений, выявление формы распределения, сравнение результатов выборок между собой на основе критерия Стъюдента. | Практическое заниятие | 2 | |
15 | Оценка результатов двух срезовых работ по стобальной, пятибалльной, четырехбалльной шкалам. Сравнение результатов выборок на основе критерия хи-квадрат. | Практическое заниятие | 2 | |
16 | Корреляционный анализ двух срезовых контрольных работ. | Практическое заниятие | 2 | |
17 | Формулировка противоречий, объекта, предмета, гипотезы исследования применительно к собственной работе. Коллективный анализ представленных формулировок. | Практическое заниятие | 2 | |
18 | Представление материалов педагогического эксперимента применительно к собственной работе. Коллективный анализ представлений. | Практическое заниятие | 2 |
Наглядные пособия, средства обучения | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам | Задания по самостоятельной работе студентов | К-во часов | Формы контроля самостоятельной работы студентов |
Самодельные кодограммы. Графопроектор. Микрокалькуляторы. |
    1.Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976.- 495 с.
    2.Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки.- М.: Наука, 1973.- 158 с.     3.Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок.- 2-е изд. Переработанное и дополненное.- М.: Статистика, 1980.- 263 с.     4.Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др; Под ред. В.И. Журавлева.- М.: Просвещение, 1988. - 239 с.     5. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977.- 136 с.     6. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Педагогика, 1982- 160 с.     7. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 1987.- 160 с.     8. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. - М., 1964.- 248 с.     9. Китаев Н.Н. Групповые экспертные оценки.- М.: Знание, 1975.- 64 с.     10. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании.// Методология педагогических исследований. - М., 1980. - С. 82 - 117.     11. Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч.2 -Таллин, 1971.-227 с.     12. Методы педагогического исследования/ Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1972.     13. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн.- ; е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- 640 с.     14. Общие требования и правила оформления студенческих научных работ / Барнаул: БГПИ, 1988.- 22 с.     15. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 732-82.- М., 1981.     16. Павлов Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.- М.: Знание, 192.- 32 с.     17. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1986.- 150 с.     18. Сорокин Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1986.- 128 с.     19. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий.- Челябинск, 1979.- 86 с.     20. Хубаев Г. О построении шкалы оценок в системах тестирования. // Высшее образование в России, 1996, № 1. - С. 122 - 125. |
    В одной из студенческих групп было проведено анкетирование. Студентов просили проранжировать по признакам их - значимости для организации качественного учебного процесса на уроках физики в школе и - субъективной пользы; позиции, которые могли бы оказаться профессионально значимыми для учителя физики, и по признаку - их субъективной пользы; вопросы, содержание которых рассматривалось в лекционном курсе. На основании анкет были составлены матрицы рангов (приведены).     1.Пользуясь представленными материалами, составьте матрицы частот и рассчитайте численные значения фигурировавших в анкетах позиций в десятибалльной шкале.     2.Представьте полученные данные в табличной форме и в виде гистограмм.     3.Установите, какова корреляция между мнением студентов о профессиональной значимости и пользе для них лично первого перечня ранжировавшихся позиций.     4.Установите уровень значимости найденного коэффициента корреляции.     5.Объясните на уровне предположений полученные результаты.     6.Оформите краткий отчет о выполненной работе.     При этом, по-возможности, отразите тему исследования, его цель, условия, в которых исследование проводилось, содержание исследования, методику обработки материалов, полученные результаты, их интерпретацию. Работа №2 Одна и та же контрольная работа за курс физики средней школы была проведена в разных аудиториях (в студенческих группах на 3 и 5 курсах физического факультета педагогического университета, в 11 физическом классе педагогического лицея, в группе учителей-стажистов во время проведения курсов повышения квалификации). Условия проведения работы были одинаковыми.Контрольная работы проводилась в форме физического диктанта. Работа выполнялась на листе, содержащем отпечатанные задания. Время, отводимое на выполнение каждого задания, было регламентировано. На задания разного уровня сложности отводилось разное время. Время выполнения всей работы - 1 час. В работе были представлены следующие группы заданий: на проверку знания уравнений-зависимостей между физич.величинами - к1; на проверку знания уравнений, определяющих физические величины - к2; на проверку знания единиц физических величин - к3; качественные задачи - к4; на проверку понимания физического смысла величин - к5; несложные с точки зрения. математических расчетов количественные задачи - к6     Проверьте полученные результаты на соответствие нормальному распределению.     Найдите для каждой группы заданий и в целом для работы средние значения коэффициентов полноты выполнения работы, дисперсии, стандартные отклонения, коэффициенты вариации.     Проведите с помощью t - критерия сравнение результатов выполнения всех групп заданий, и работы в целом внутри каждой выборки.     Сравните результаты выполнения работы практикующими учителями, студентами 3, 5 курсов и учащимися лицея по всем представленным показателям.     Зная значения коэффициентов полноты выполнения работы, мотивированно выставьте в каждой группе отметки по 4-х балльной шкале (2,3,4,5).     Если это возможно, сравните результаты |
4 | Письменный отчет |