РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МАГИСТРАТУРА
2002 - 2003 учебный год

Тема и содержание Форма изучения материала К-во часов Межпредметные связи
1 Исследователь как субъект творческой деятельности. Объекты методологии в педагогике и психологии (теория, концепция, парадигмы). Соотношение общенаучной и частнонаучной методологии. лекция 2 1. Курс математической статистики.
2 Круг актуальных методологических вопросов в педагогике и психологии. Значение методологических оснований в конкретном исследовании. лекция 2
3 Обработка, интерпретация, оформление научных данных. Элементы технологии математической обработки и представления результатов педагогического исследования. Проблемы педагогических исследований. лекция 2
4 Измерения в педагогике. Понятие измерения. Измерительные шкалы (наименований, порядка, интервалов, отношений). Основные законы распределения вероятностей. Понятие о нормальном распределении. лекция 2
5 Дисперсионный анализ и его использование в психологопедагогических исследованиях. Поэлементный и пооперационный анализ результатов контрольных работ. Расчет коэффициентов полоты выполнения заданий. лекция 2 2. Курс "Педагогические технологии обучения физике".
6 Проверка статистических гипотез. Сравнение результатов двух выборок. Критерий Стъюдента. Упрощенная методика сравнения результатов двух выборок. лекция 2
7 Правила выставления оценок за срезовые работы при работе в различных шкалах. Технология перевода оценок из интервальной шкалы в шкалу порядка. лекция 2
8 Комплексное проведение расчета коэффициентов полноты выполнения контрольных заданий, сравнения полученных результатов между собой, формулировки выводов и оформления отчета о выполненной работе. лекция 2
9 Непараметрические критерии. Использование критерия хи-квадрат. Примеры применения методики хи-квадрат. лекция 2 3. Курс "Философия и методология науки".
10 Метод ранжирования: понятие, области применения, технология применения. Пример использования метода ранжирования для исследования уровня отношения респондентов к изучаемым ими учебным дисциплинам. лекция 2
11 Корреляционный анализ и различные случаи его применения в психолого-педагогических исследованиях. Технология вычисления коэффициента линейной корреляции Пирсона. лекция 2
12 Технология вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Применение корреляционного анализа при работе в дихатомической шкале. Оценка достоверности результатов корреляционного анализа. лекция 2
13 Ранжирование видов деятельности, осуществляемой на занятиях, построение матрицы рангов, матрицы частот, расчет рангов и перевод их в десятибалльную шкалу. Практическое заниятие 2
14 Проведение дисперсионного анализа результатов двух срезовых работ, вычисление средних значений коэффициентов полноты выполнения работ, дисперсий, стандартных отклонений, выявление формы распределения, сравнение результатов выборок между собой на основе критерия Стъюдента. Практическое заниятие 2
15 Оценка результатов двух срезовых работ по стобальной, пятибалльной, четырехбалльной шкалам. Сравнение результатов выборок на основе критерия хи-квадрат. Практическое заниятие 2
16 Корреляционный анализ двух срезовых контрольных работ. Практическое заниятие 2
17 Формулировка противоречий, объекта, предмета, гипотезы исследования применительно к собственной работе. Коллективный анализ представленных формулировок. Практическое заниятие 2
18 Представление материалов педагогического эксперимента применительно к собственной работе. Коллективный анализ представлений. Практическое заниятие 2


Наглядные пособия, средства обучения Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам Задания по самостоятельной работе студентов К-во часов Формы контроля самостоятельной работы студентов
Самодельные кодограммы.

Графопроектор.

Микрокалькуляторы.
    1.Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976.- 495 с.
    2.Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки.- М.: Наука, 1973.- 158 с.
    3.Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок.- 2-е изд. Переработанное и дополненное.- М.: Статистика, 1980.- 263 с.
    4.Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др; Под ред. В.И. Журавлева.- М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
    5. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
    6. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Педагогика, 1982- 160 с.
    7. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
    8. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. - М., 1964.- 248 с.
    9. Китаев Н.Н. Групповые экспертные оценки.- М.: Знание, 1975.- 64 с.
    10. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании.// Методология педагогических исследований. - М., 1980. - С. 82 - 117.
    11. Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч.2 -Таллин, 1971.-227 с.
    12. Методы педагогического исследования/ Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1972.
    13. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн.- ; е изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- 640 с.
    14. Общие требования и правила оформления студенческих научных работ / Барнаул: БГПИ, 1988.- 22 с.
    15. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 732-82.- М., 1981.
    16. Павлов Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.- М.: Знание, 192.- 32 с.
    17. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1986.- 150 с.
    18. Сорокин Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1986.- 128 с.
    19. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий.- Челябинск, 1979.- 86 с.
    20. Хубаев Г. О построении шкалы оценок в системах тестирования. // Высшее образование в России, 1996, № 1. - С. 122 - 125.
Работа №1

    В одной из студенческих групп было проведено анкетирование. Студентов просили проранжировать по признакам их - значимости для организации качественного учебного процесса на уроках физики в школе и - субъективной пользы; позиции, которые могли бы оказаться профессионально значимыми для учителя физики, и по признаку - их субъективной пользы; вопросы, содержание которых рассматривалось в лекционном курсе. На основании анкет были составлены матрицы рангов (приведены).
    1.Пользуясь представленными материалами, составьте матрицы частот и рассчитайте численные значения фигурировавших в анкетах позиций в десятибалльной шкале.
    2.Представьте полученные данные в табличной форме и в виде гистограмм.
    3.Установите, какова корреляция между мнением студентов о профессиональной значимости и пользе для них лично первого перечня ранжировавшихся позиций.
    4.Установите уровень значимости найденного коэффициента корреляции.
    5.Объясните на уровне предположений полученные результаты.
    6.Оформите краткий отчет о выполненной работе.
    При этом, по-возможности, отразите тему исследования, его цель, условия, в которых исследование проводилось, содержание исследования, методику обработки материалов, полученные результаты, их интерпретацию.

Работа №2

Одна и та же контрольная работа за курс физики средней школы была проведена в разных аудиториях (в студенческих группах на 3 и 5 курсах физического факультета педагогического университета, в 11 физическом классе педагогического лицея, в группе учителей-стажистов во время проведения курсов повышения квалификации). Условия проведения работы были одинаковыми.Контрольная работы проводилась в форме физического диктанта. Работа выполнялась на листе, содержащем отпечатанные задания. Время, отводимое на выполнение каждого задания, было регламентировано. На задания разного уровня сложности отводилось разное время. Время выполнения всей работы - 1 час. В работе были представлены следующие группы заданий: на проверку знания уравнений-зависимостей между физич.величинами - к1; на проверку знания уравнений, определяющих физические величины - к2; на проверку знания единиц физических величин - к3; качественные задачи - к4; на проверку понимания физического смысла величин - к5; несложные с точки зрения. математических расчетов количественные задачи - к6
    Проверьте полученные результаты на соответствие нормальному распределению.
    Найдите для каждой группы заданий и в целом для работы средние значения коэффициентов полноты выполнения работы, дисперсии, стандартные отклонения, коэффициенты вариации.
    Проведите с помощью t - критерия сравнение результатов выполнения всех групп заданий, и работы в целом внутри каждой выборки.
    Сравните результаты выполнения работы практикующими учителями, студентами 3, 5 курсов и учащимися лицея по всем представленным показателям.
    Зная значения коэффициентов полноты выполнения работы, мотивированно выставьте в каждой группе отметки по 4-х балльной шкале (2,3,4,5).
    Если это возможно, сравните результаты
4 Письменный отчет


Назад